Афон далекий и близкий в Санкт-Петербурге

Выставка «Афон далекий и близкий», посвященная 1000-летию присутствия русского монашества на Афоне, открылась 27 сентября в Святодуховском центре Александро-Невской лавры.

Значительная часть экспозиции – это полсотни работ сербского фотохудожника Миодрага Бранковича, который более двадцати лет снимает на Святой горе. Основная часть его работ посвящена сербским монастырям Афона, но в этом году по просьбе владыки Назария он снял скиты и монастырские постройки, связанные с русским монашеским присутствием на Святой горе. Особенность его фотографий — распечатка на синтетическом материале под холст, что делает их похожими на картины.

ikona-t01-ikonopisnaya-750px

Рассказывая об экспозиции, владыка поделился воспоминаниями о пребывании на Святой горе.

«Вид Афона, который я вспоминаю по своему первому путешествию около двадцати лет назад, меня несколько удручил. Когда мы подходили на катере к причалу у русского монастыря, его огромные здания поражали пустыми окнами. На Афоне, как и во всем Средиземноморье, дерево быстро изнашивается. Нежилые здания разрушаются. Таким я застал тот монастырь с зияющими дырами окон и провалившейся крышей», — рассказал наместник.

В мае этого года он побывал на Афоне в составе паломнической делегации Русской Православной Церкви во главе со Святейшим Патриархом Кириллом. Владыка, более 30 лет жизни отдавший строительству и реставрации, отметил, какая колоссальная восстановительная работа проведена в русских монастырях и скитах. Это настоящая реставрация, а не обычный новодел.

Среди афонских русских монастырских построек на фотографиях можно увидеть древний Успенский скит Ксилургу (Древодел) с храмом равноапостольных Кирилла и Мефодия в келейном корпусе. Его освятил Святейший Патриарх Кирилл во время недавнего пребывания на Афоне. На других снимках — Старый или Нагорный Руссик, вторая по времени основания русская обитель Святой горы, восстановленная практически из руин.