Образ Спасителя, как исток иконописания
Иконы Христа Спасителя занимают главенствующее место не только в православных храмах и домах верующих людей,но и в иконопочетании, потому и зародилась иконопись,как необходимость изобразить Его образ, в котором сохраняется тайна: «Христос, будучи изображенным, остается непостижимым» (св. Феодор Студит).
Икона Спасителя: путь формирования образа
В первые годы христианства, Христос изображался в виде агнца, рыбы, доброго пастыря с овцой на плечах.
Мозаика «Христос — Добрый Пастырь» Мавзолей Галлы Плацидии в Равенне. Италия:
Но в 682 году, на Трулльском соборе эти символы и аллегории оказались под запретом, и было принято решение использовать исторический тип Христа — человеческий образ, в котором Сын Божий явил Себя на земле. Приблизительно в IV веке сложилась иконография Спасителя.
Особенности иконографии
Но и после канонизации образа,при изображении Спасителя продолжали встречатся разночтения. Только к IX в. окончательно утвердилась иконография Христа в виде человека средних лет, с классическими чертами лица, прямым носом, светлыми глазами; усами и небольшой, слегка раздвоенной бородой; темно-русыми власами, с прямым пробором и ниспадающими на плечи прядями. Именно такая иконография Спасителя была утверждена как каноничная. Отличительной особенностью является крестчатый нимб, символизирующий крестную жертву Христа.
Иконография Спасителя строгая и допускает лишь:
• изображать только канонический лик Иисуса Христа
• представлять Спасителя в поясном виде или в рост, встречаются оглавные и оплечные изображения
• изображать Христа не только во взрослом возрасте, но и как Младенца или Отрока, а также в образе Ангела.
На полуфигурных и ростовых иконах Спаситель изображается с благославляющим жестом, в левой руке держит закрытое или открытое Евангелие — с цитатой из Священного писания: благословляющая десница и Евангелие — символы служения Христа как Сына Божия и Спасителя, принесшего Благую Весть.
Иконография, отражает веру Церкви в Иисуса Христа как Богочеловека, воплотившегося нашего ради спасения. Выражается это через цвет облачения Спасителя: красный хитон (нижняя одежда) символизирующий человеческую природу Христа, и синий гиматии (верхний плащ) – Божественную; обычно на правом плече хитона изображается золотая полоса (клав) — знак царской власти.
Иконографические типы Спасителя
Иконы различаются по иконографическому типу, в каждом из которых раскрывается свой аспект исповедания, богословский смысл и исторический характер Образа.
1. Спас Нерукотворный – один из самых почитаемых образов на Руси, пришедший из Византии: это лик Спасителя, запечатлевшийся, согласно преданию, на плате-«убрусе» и на глиняной доске – черепице, под которой древние христиане прятали святыню с ликом Христа.
2. Спас Вседержитель или Пантократор – основной тип иконаграфии Христа, представляющий Его как Господа и Спасителя.
3. Спас на престоле – Христос представляется как царь и судия, престол — символ царственной славы Спасителя, обычно рядом с Христом изображаются Богоматерь и Иоанн Предтеча в молении.
– Спас на убрусе (Св. Мандилион). Симон Ушаков. 1658 г.
– Спас Ярое Око. Икона из Успенского собора Московского Кремля. Середина XIV в.
– Спас в силах.1408. Андрей Рублев. Иконостас Успенского собора во Владимире
4. Спас Эммануил – младенец Христос, изображается в детском или отроческом возрасте.
5. Спас Благое Молчание (София Премудрость Божия) — образ Христа до Воплощения в виде Ангела Великого Совета: Спаситель изображается с крыльями, в белой далматике с широкими рукавами, руки сложены на груди в знак молчания, хранения тайны.
6. Спас Ветхий денми – редкий образ Христа, встречающийся чаще в составе композиций и представляющий Христа с седыми власами, в образе старца, что символизирует Его Божественную полноту и предвечность.
– Спас Эммануил с ангелами. XII век. Третьяковская галерея. Москва
– Спас Благое Молчание
– Це́рковь Спа́са на Нере́дице
Портфолио икон Спасителя
В этом разделе сайта можно ознакомиться с фотографиями икон Спасителя, выполненных в мастерской:
Дополнительно при заказе можно выполнить:
• Золочение фона иконы или нимба святого и элементов одежд.
• Художественный орнамент
Стоимость написания иконы Христа Спасителя
При заказе обычно берётся предоплата в размере 50% на материал и прочие расходы, остальная сумма выплачивается после написания иконы. Сроки исполнения заказа оговаривается заранее.
Минимальная стоимость рукописной иконы Спасителя от 9 000 руб. Окончательная цена зависит от размеров, сложности композиции, наличия и количества золота.